истоки  история  название

Улица Корелич. Предположительно 30-е.

Средняя школа №2

Храм святых апостолов Петра и Павла. Кореличи. 1910г.

Октябрьские праздники. Площадь. Кореличи. 60-е г.

Торговая площадь. Кореличи.
(площадь 17 сентября).

Строительство школы на ул. Гастело. 1959-1960 г.

Река Рутка. 1959 г.

Истоки

В белорусской историографии было распространено мнение, что впервые Мир, а в том числе и Кореличи упоминаются в так называемой «Хронике Линденблатта» в 1395 г. в связи нападением войск Тевтонского ордена.

В 2016 году во время проведения исследования белорусским историком Олегом Лицкевичем было обнаружено, что дата 1395 года является ошибочной, так как в источнике нет упоминания ни Кореличей, ни Мира. Историкам пришлось устанавливать новую дату первого упоминания Мира́ и земель подчинённых ему (в то время туда относились Кореличи). Этой датой стало 28 мая 1434 года, когда Великий князь литовский Сигизмунд Кейстутович дарит двор Мир и окрестные земли своему соратнику, виленскому каштеляну Сеньке Гедыгольдовичу. Среди поселений, входящих в окрестные земли, упоминаются и Кореличи.

В XV веке — усадьба великих князей ВКЛ. Со второй четверти XVII века — местечко стало принадлежать Радзивиллам. С приходом новых хозяев местечко расцветает.

В 1736 году начала работать мануфактура ткацких гобеленов. Кореличские шпалеры не одно десятилетие украшали интерьеры замка в Несвиже. В настоящее время из десяти созданных в Кореличах шпалер известны пять: четыре из них находятся в музеях Польши (Краков, Варшава), одна – во Львовском историческом музее.

Район был образован в ноябре 1940г. На его территории первоначально существовали две административные единицы: Мирский и Валевский районы, которые входили в состав Барановичской области, с января 1954 года – Гродненской области.

Кореличи и Мир не обходили стороной ни исторические события, ни известные личности. Героическая борьба жителей района в годы Великой Отечественной войны увековечена в 60 мемориальных памятниках и обелисках, 37 воинских захоронениях.

В Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь внесено 22 памятника, находящихся на территории района: 4 памятника истории, 12 памятников архитектуры, 6 памятников археологии.

Строительство танцплощадки. Парк. 60-ые.

Кореличский гобелен.

Мост через р. Рутку.

Школа и польская Гминазия. До 1939 г.

Улица 8 Марта. 1959-1960 г.

Синагога. Торговая площадь (площадь 17 Сентября).

Предположительно улица 17 Сентября. Кореличи.

Вид с площади на ул. Почтовую (Советскую). До ВОВ.

Мирский замок. 60-е.

Улица Заламанка (8 Марта). Кореличи.

Вид на Кореличи. 20-е.

Происхождение названия

1 версия

Первыми поселенцами белорусских земель после таяния последнего ледника (12–15 тысяч лет тому назад) были миролюбивые финно-угры. Об этом говорит большинство названий белорусских рек и поселений. Поэтому разгадка названия здешнего городского посёлка  не такая и сложная.

«Энциклопедический словарь» (1963) сообщает, что карелы — это финно-угорский народ, нация. Народ этот разговаривает на карельском языке, который относится к уральской группе языков. Существует версия, что представители этого народа и закрепили наименование за здешним возвышением. Они поселились на этой удлиненной гряде в те далекие времена, когда вокруг нее простирались необозримые воды растаявшего Ледника. Впоследствии, потесненные славянами, карелы проследовали на север и осели западнее Ладожского озера и в нынешней Тверской области. На сегодняшний день численность представителей этого народа, примерно, 170 тысяч человек. Но часть карелов осталась. Их стали называть «кареличами». Это обозначение закрепилось и за названием здешнего поселения.  Надо обратить внимание, что в данном названии после «к» по правилам орфографии должно стоять «а», а не утвердившееся в русском переводе «о».Что касается князей, которые якобы переселяли разные группы своих людей, то эта версия слишком натянута. Князья жили относительно недавно, по крайней мере, позже основания данного поселения.



2 версия

Центр Корелич был построен в виде четырёхугольника. Но арок и ворот по углам застроек не было сделано. Получилась не каре, а считай,  что каре – карелічы. Еще и сейчас, когда приглядеться к площади 17 Сентября, то можно заметить эту особенность в застройке центра Кореличей. В 50-ых годах  20 века  это было очень очевидно.

       И еще: во всех документах, как на русском, так и на белорусском языках, писали название поселка через “а”- Карэлічы. Только в начале 70-тых годов 20 столетия, (с 25 января 1965 г.) после отделения Кореличского района от Новогрудского, стали почему-то на русском языке вместо Кареличи писать Кореличи. Как очевидно, такое написание под собой не имеет оснований, ведь карэ и на русском языке – каре».



3 версия

А наш земляк Н. Есьман написал чудесное стихотворение в котором и описана третья версия происхождения названия.

«Правитель замка в Новогрудке, Великий воин, князь Миндовг
Велел построить укрепленья на перекрёстке всех дорог…
Посты должны оповещать, когда с Востока ринется Орда,
Чтоб подготовить к обороне деревни, сёла, города.
Князь мудро краем управлял, любил народ и защищал,
Своих врагов он не щадил, одним грозил, других он бил.
С Ордою князь не враждовал, задаривал татар,
Он вероломство хана знал, дары в Орду всёж засылал через особого гонца.
Однако слух о нападении тревожил князя без конца.
Вот почему князь придавал дорогам важное значенье,
Вначале строил он посты, затем и поселения.
Одно такое поселенье возникло вскоре на холмах,
От Новогрудка на востоке, в двадцати пяти верстах.
Два невысоких холмика, дремучий лес кругом,
Бревенчатые домики, обнесенные рвом.
В домах дружина верная из княжеских людей,
То дальняя застава, контрольный пост при ней.
Пройти здесь незамеченным враг никогда не мог,
А всех гостей непрошенных лишали рук и ног.
Бежало время, шли года, меняли облик города.
Когда-то дальние заставы, носители народной славы
Не раз прославили себя.
И у подножия холмов на берегу реки,
Где было несколько домов и жили рыбаки,
Теперь раскинулось село, в нём – трудовой народ.
Одним сподручно ремесло, другим -  растить домашний скот.
Кто рубит лес, кто землю пашет, а кто ещё в походе,
Все благодарны Новогрудку. Миндовг живёт в народе.
И вот судьба предначертала сланному селу
За ратный подвиг земляков – быть городом ему!
Но как назвать сей городок, какое имя дать,
Чтоб славу княжеской заставы внукам передать.
И вспомнили про земляка, о славном костоправе,
Что исцелял  больных, калек когда-то на заставе.
Больные ехали к нему из разных деревень,
С восхода солнца до заката каждый Божий день.
Великий князь из Новогрудка знал лично костоправа,
Он окружил его вниманием, гордилась им застава.
А жители селений – кузнецы, ткачи
Любя прозвали лекаря: Наш Коралечи.
За то, что из коры древесной, кроме разных трав,
Микстуры, мази и примочки делал костоправ.
И когда спросили собравшийся народ
На площади базарной у городских ворот:
- Какое же название мы городу дадим?
Толпа взревела громко, дружно как один:
Мы город назовём свій в честь Коралечи!
И громче всех кричали кузнецы, ткачи:
-Коралечи, Кореличи!
Для нас, для правнуков далёких предедов заставы, 
Ты город нашей гордости и всенародной славы!”

Напишите нам

С любовью по кореличской земле!

Scroll Up